Перейти на: Главную | Индексную | Форумную страницу |
AH=0BH: Установка цветовой палитры. Число в регистре BH определяет назначение регистра BL: BH=00 выбирает цвета фона и бордюра в соответствии с содержимым pегистра BL. Цвет фона от 1 до 16 соответствует шест. значениям oт 0 до F; BH=01 выбирает палитру соответственно содержимому регистра BL (0 или 1): MOV AH,0BH ;Функция установки цвета MOV BH,01 ;Выбор палитры MOV BL,00 ; 0 (зеленый, красный, корич.) INT 10H ;Вызвать BIOS Палитра, установленная один раз, сохраняется, пока не будет отменена другой командой. При смене палитры весь экран меняет цветовую комбинацию. При использовании функции AH=0BH в текстовом режиме, значение, установленное для цвета 0 в палитре, определяет цвет бордюра. AH=0CH: Вывод точки на экран. Использование кода 0C в регистре AH позволяет вывести на экран точку в выбранном цвете (фон и палитра). Например, для разрешения 320х200 загрузим в регистр DX вертикальную координату (от 0 до 199), а в регистр CX - горизонтальную координату (от 0 до 319). В регистр AL поместим цвет точки (от 0 до 3): MOV AH,0CH ;Функция вывода точки MOV AL,цвет ;Цвет точки MOV CX,столбец ;Горизонтальная координата MOV DX,строка ;Вертикальная координата INT 10H ;Вызвать BIOS AH=0DH: Чтение точки с экрана. Данная функция позволяет прочитать точку для определения ее цвета. В регистр DX должна быть загружена вертикальная координата (от 0 до 199), а в регистр CX - горизонтальная (от 0 до 319). В регистре AH должно быть значение 0D. Функция возвращает цвет точки в регистре AL. ПРОГРАММА: УСТАНОВКА ГРАФИЧЕСКОГО РЕЖИМА И ОТОБРАЖЕНИЕ ЦВЕТА ________________________________________________________________ Программа, приведенная на рис.10.1, использует команду INT 10H для установки графического режима, выбора зеленого фона и вывода на экран точек (40 строк по 320 столбцов). В программе происходит увеличение значения цвета на 1 для каждой строки. Так как в определении цвета участвуют только три правых бита, цвета повторяются через каждые семь строк. __________________________________________________________________________ TITLE GRAPHIX (COM) Пример цвета и графики CODESG SEGMENT PARA 'Code' ASSUME CS:CODESG,DS:CODESG,SS:CODESG ORG 100H MAIN PROC NEAR MOV AN,00 ;Установка режима графики MOV AL,0DH ; для EGA (CGA=04) MOV AH,0BH ;Установить палитру MOV BH,00 ;Фон MOV BL,02 ;Зеленый INT 10H MOV BX,00 ;Начальные цвет, MOV CX,00 ; столбец MOV DX,00 ; и строка A50: MOV AH,0CH ;Функция вывода точки MOV AL,BL ;Установить цвет INT 10H ;BX, CX, и DX сохраняются INC CX ;Увеличить столбец CMP CX,320 ;Столбец 320? JNE A50 ; нет - цикл, MOV CX,00 ; да - сбросить столбец INS BL ;Изменить цвет INS DX ;Увеличить строку CMP DX,40 ;Строка 40? JNE A50 ; нет - цикл, RET ; да - завершить MAIN ENDP CODESG ENDS END MAIN __________________________________________________________________________ Рис.10.1 Вывод на экран в цветном графическом режиме. После выполнения программы дисплей остается в графическом режиме. Восстановление текстового режима возможно с помощью команды DOS MODE (MODE CO80) или пользовательской COM программой, в которой для этой цели используется команда INT 10H. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ НА ПАМЯТЬ ________________________________________________________________ - Память объемом 16К для цветного дисплея позволяет хранить дополнительные страницы (экраны). Возможны четыре страницы для экранов на 80 столбцов или восемь страниц для экранов на 40 столбцов. - Графический режим обеспечивает низкое разрешение (не поддерживается в ROM), среднее разрешение (для цветной графики) и высокое разрешение (для черно-белой графики). - Точка растра (минимальный элемент графического изображения) представляется определенным числом бит в зависимости от графического адаптера и разрешающей способности (низкой, средней или высокой). - Для графики среднего разрешения на цветном графическом адаптере (CGA) можно выбрать четыре цвета, один из которых принадлежит к 16 возможным цветам, а три других формируют цветовую палитру. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ _________________________________________________________________ 10.1. Сколько цветов возможно для фона и для текста на стандартном цветном адаптере (CGA) в текстовом режиме? 10.2. Напишите байты атрибуты в двоичном формате для а) сиреневого на ярко-голубом, б) коричневого на желтом, в)красного на сером с миганием. 10.3. Объясните разницу в количестве цветов, возможных при низком, среднем и высоком разрешении. 10.4. Напишите команды для вывода пяти символов карточной масти "бубны" в текстовом режиме ярко-зеленым цветом на сиреневом фоне. 10.5. Напишите команды для установки графического режима с разрешением а) 320х200 в адаптере CGA и б) 640х200 в адаптере EGA. 10.6. Напишите команды для установки синего фона в графическом режиме. 10.7. Напишите команды для чтения точки на 12 строке и 13 столбце в графическом режиме. 10.8. Модифицируйте программу на рис.10.1 для: а) графического режима на вашем мониторе; б) красного фона; в) строк с 10 по 30; г) столбцов с 20 по 300. ГЛАВА 11 Команды обработки строк __________________________________________________________________________ Ц е л ь: Объяснить назначение специальных цепочечных команд, используемых для обработки символьных данных. ВВЕДЕНИЕ ________________________________________________________________ Команды, показанные в предыдущих главах, оперировали одним байтом, или одним словом за одно выполнение. Часто, однако, бывает необходимо переслать или сравнить поля данных, которые превышают по длине одно слово. Например, необходимо сравнить описания или имена для того, чтобы отсортировать их в восходящей последовательности. Элементы такого формата известны как строковые данные и могут являться как символьными, так и числовыми. Для обработки строковых данных ассемблер имеет пять команд обработки строк: MOVS - переслать один байт или одно слово из одной области памяти в другую; LODS - загрузить из памяти один байт в регистр AL или одно слово в регистр AX; STOS - записать содержимое регистра AL или AX в память; CMPS - сравнить содержимое двух областей памяти, размером в один байт или в одно слово; SCAS - сравнить содержимое регистра AL или AX с содержимым памяти. Префикс REP позволяет этим командам обрабатывать строки любой длины. СВОЙСТВА ОПЕРАЦИЙ НАД СТРОКАМИ ________________________________________________________________ Цепочечная команда может быть закодирована для повторяющейся обpаботки одного байта или одного слова за одно выполнение. Например, можно выбрать "байтовую" команду для обработки строки с нечетным числом байт или "двухбайтовую" команду для обработки четного числа байт. Ниже перечислены регистры, участвующие в цепочечных командах (для однобайтовых и двухбайтовых вариантов). Предположим, что регистры DI и SI содержат необходимые адреса: Команда Операнды Байт Слово MOVS DI,SI MOVSB MOVSW LODS AL,SI или AX,SI LODSB LODSW STOS DI,AL или DI,AX STOSB STOSW CMPS SI,DI CMPSB CMPSW SCAS DI,AL или DI,AX SCASB SCASW Например, можно кодировать операнды для команды MOVS, но опустить их для MOVSB и MOVSW. Эти команды предполагают, что pегистры DI и SI содержат относительные адреса, указывающие на необходимые области памяти (для загрузки можно использовать команду LEA). Регистр SI обычно связан с регистром сегмента данных - DS:SI. Регистр DI всегда связан с регистром дополнительного сегмента - ES:DI. Следовательно, команды MOVS, STOS, CMPS и SCAS требуют инициализации регистра ES (обычно адресом в регистре DS). REP: ПРЕФИКС ПОВТОРЕНИЯ ЦЕПОЧЕЧНОЙ КОМАНДЫ ________________________________________________________________ Несмотря на то, что цепочечные команды имеют отношение к одному байту или одному слову, префикс REP обеспечивает повторение команды несколько раз. Префикс кодируется непосредственно перед цепочечной командой, например, REP MOVSB. Для использования префикса REP необходимо установить начальное значение в регистре CX. При выполнении цепочечной команды с префиксом REP происходит уменьшение на 1 значения в регистре CX до нуля. Таким образом, можно обрабатывать строки любой длины. Флаг направления определяет направление повторяющейся операции: - для направления слева направо необходимо с помощью команды CLD установить флаг DF в 0; - для направления справа налево необходимо с помощью команды STD установить флаг DF в 1. В следующем примере выполняется пересылка 20 байт из STRING1 в STRING2. Предположим, что оба регистра DS и ES инициализированы адресом сегмента данных: STRING1 DB 20 DUP('*') STRING2 DB 20 DUP(' ') ... CLD ;Сброс флага DF MOV CX,20 ;Счетчик на 20 байт LEA DI,STRING2 ;Адрес области "куда" LEA SI,STRING1 ;Адрес области "откуда" REP MOVSB ;Переслать данные При выполнении команд CMPS и SCAS возможна установка флагов состояния, так чтобы операция могла прекратиться сразу после обнаружения необходимого условия. Ниже приведены модификации префикса REP для этих целей: REP - повторять операцию, пока CX не равно 0; REPZ или REPE - повторять операцию, пока флаг ZF показывает "равно или ноль". Прекратить операцию при флаге ZF, указывающему на не равно или не ноль или при CX равном 0; REPNE или REPNZ - повторять операцию, пока флаг ZF показывает "не равно или не ноль". Прекратить операцию при флаге ZF, указывающему на "равно или нуль" или при CX равным 0. Для процессоров 8086, 80286 и 80386, обрабатывающих слово за oдно выполнение, использование цепочечных команд, где это возможно, приводит к повышению эффективности работы программы. MOVS: ПЕРЕСЫЛКА СТРОК ________________________________________________________________ На рис.7.5 была показана программа для пересылки девятибайтового поля. Программа включала три команды для инициализации и пять команд для цикла. Команда MOVS с префиксом REP и длиной в регистре CX может выполнять пересылку любого числа символов более эффективно. Для области, принимающей строку, сегментным регистром, является pегистр ES, а регистр DI содержит относительный адрес области, передающей строку. Сегментным регистром является регистр DS, а регистр SI содержит относительный адрес. Таким образом, в начале программы перед выполнением команды MOVS необходимо инициализировать регистр ES вместе с регистром DS, а также загрузить требуемые относительные адреса полей в регистры DI и SI. В зависимости от состояния флага DF команда MOV S производит увеличение или уменьшение на 1 (для байта) или на 2 (для слова) содержимого регистров DI и SI. Приведем команды, эквивалентные цепочечной команде REP MOVSB: JCXZ LABEL2 LABEL1: MOV AL,[SI] MOV [DI],AL INC/DEC DI ;Инкремент или декремент UNC/DEC SI ;Инкремент или декремент LOOP LABEL1 LABEL2: ... В программе на рис.11.1 процедура C10MVSB использует команду MOVSB для пересылки содержимого десятибайтового поля NAME1 в поле NAME2. Первая команда CLD сбрасывает флаг направления в 0 для обеспечения процесса пересылки слева направо. В нормальном состоянии флаг DF обычно имеет нулевое значение и команда CLD используется из предосторожности. __________________________________________________________________________ page 60,132 TITLE STRING (EXE) Проверка строковых операций ; --------------------------------------------------- STACKSG SEGMENT PARA STACK 'Stack' DW 32 DUP(?) STACKG ENDS ; --------------------------------------------------- DATASG SEGMENT PARA 'Data' NAME1 DB 'Assemblers' ;Элементы данных NAME2 DB 10 DUP(' ') NAME3 DB 10 DUP(' ') DATASG ENDS ; --------------------------------------------------- CODESG SEGMENT PARA 'Code' BEGIN PROC FAR ;Основная процедура ASSUME CS:CODESG,DS:DATASG,SS:STACKSG,ES:DATASG PUSH DS SUB AX,AX PUSH AX MOV AX,DATASG MOV DS,AX MOV ES,AX CALL C10MVSB ;Подпрограмма MVSB CALL D10MVSW ;Подпрограмма LODS CALL E10LODS ;Подпрограмма LODS CALL F10STOS ;Подпрограмма CMPS CALL H10SCAS ;Подпрограмма SCAS RET BEGIN ENDP ; Использование MOVSB: ; ------------------- C10MVSB PROC NEAR CLD LEA SI,NAME1 LEA D1,NAME2 MOV CX,10 ;Переслать 10 байтов REP MOVSB ; из NAME1 в NAME2 RET C10MVSB ENDP ; Использование MOVSW: ; ------------------- D10MVSW PROC NEAR CLD LEA SI,NAME2 LEA DI,NAME3 MOV CX,05 ;Переслать 5 слов REP MOVSW ; из NAME2 в NAME3 RET D10MVSW ENDP ; Использование LODSW: ; ------------------- E10LODS PROC NEAR CLD LEA SI,NAME1 ;Загрузить первое слово LODSW ; из NAME1 в AX RET E10LODS ENDP ; Использование STOSW: ; ------------------- F10STOS PROC NEAR CLD LEA D1,NAME3 MOV CX,05 MOV AX,2020H ;Переслать пробелы REP STOSW ; в NAME3 RET F10STOS ENDP ; Использование CMPSB: ; ------------------- G10CMPS PROC NEAR CLD MOV CX,10 LEA SI,NAME1 LEA DI,NAME2 REPE CMPSB ;Сравнить NAME1 и NAME2 JNE G20 ;Не равны? MOV BH,01 G20: MOV CX,10 LEA SI,NAME2 LEA DI,NAME3 REPE CMPSB ;Сравнить NAME2 и NAME3 JE G30 ;Если равны, то выйти MOV BL,02 G30: RET G10CMPS ENDP ; Использование SCASB: ; ------------------- H10SCAS PROC NEAR CLD MOV CX,10 LEA DI,NAME1 MOV AL,'m' ;Поиск символа 'm' REPNE SCASB ; в NAME1 JNE H20 ;Если не найден - выйти MOV AH,03 H20: RET H10SCAS ENDP CODES ENDS END BEGIN __________________________________________________________________________ Рис.11.1. Использование цепочечных команд. Две команды LEA загружают регистры SI и DI относительными адресами NAME1 и NAME2 соответственно. Так как регистры DS и ES были ранее инициализированы адресом DATASG, то полные адреса полей NAME1 и NAME2 будут в регистрах ES:DI и DS:SI. (COM программа автоматически инициализирует регистры ES и DS). Команда MOV заносит в регистр CX значение 10 - длину полей NAME1 и NAME2. Команда REP MOVSB выполняет следующее: - Пересылает самый левый байт из поля NAME1 (адресованного pегистрами ES:DI) в самый левый байт поля NAME2 (адресованного регистрами DS:SI). - Увеличивает на 1 адреса в регистрах DI и SI для следующего байта. - Уменьшает CX на 1. - Повторяет перечисленные действия (в данном случае 10 раз), пока содержимое регистра CX не станет равным нулю. Поскольку флаг DF имеет нулевое значение, команда MOVSB увеличивает адреса в регистрах DI и SI, и в каждой итерации процесс переходит на байт вправо, т.е. пересылает байт из NAME1+1 в NAME2+1 и т.д. Если бы флаг DF был равен 1, тогда команда MOVSB уменьшала бы адреса в регистрах DI и SI, выполняя процесс справа налево. Но в этом случае регистры SI и DI необходимо инициализировать адресами последних байтов полей, т.е. NAME1+9 и NAME2+9 соответственно. В процедуре D10MVSW (рис.11.1) используется команда MOVSW, пересылающая одно слово за одно выполнение. Так как команда MOVSW увеличивает адреса в регистрах DS и SI на 2, операция требует только пять циклов. Для процесса пересылки справа налево регистр SI должен быть инициализирован адресом NAME1+8, а регистр DI - NAME2+8. LODS: ЗАГРУЗКА СТРОКИ ________________________________________________________________ Команда LODS загружает из памяти в регистр AL один байт или в регистр AX одно слово. Адрес памяти определяется регистрами DS:SI. В зависимости от значения флага DF происходит увеличение или уменьшение регистра SI. Поскольку одна команда LODS загружает регистр, то практической пользы от префикса REP в данном случае нет. Часто простая команда MOV полностью адекватна команде LODS, хотя MOV генерирует три байта машинного кода, а LODS - только один, но требует инициализацию регистра SI. Можно использовать команду LODS в том случае, когда требуется продвигаться вдоль строки (по байту или по слову), проверяя загружаемый регистр на конкретное значение. Команды, эквивалентные команде LODSB: MOV AL,[SI] INC SI На рис.11.1 процедура E10LODS демонстрирует использование команды LODSW. В примере обрабатывается только одно слово: первый байт из области NAME1 (содержащий As) заносится в регистр AL, а второй байт - в регистр AH. В результате в регистре AX получится значение sA. STOS: ЗАПИСЬ СТРОКИ ________________________________________________________________ Команда STOS записывает (сохраняет) содержимое регистра AL или AX в байте или в слове памяти. Адрес памяти всегда представляется регистрами ES:DI. В зависимости от флага DF команда STOS также увеличивает или уменьшает адрес в регистре DI на 1 для байта или на 2 для слова. Практическая польза команды STOS с префиксом REP - инициализация области данных конкретным значением, например, очистка дисплейного буфера пробелами. Длина области (в байтах или в cловах) загружается в регистр AX. Команды, эквивалентные команде REP STOSB: JCXZ LABEL2 LABEL1: MOV [DI],AL INC/DEC DI ;Инкремент или декремент LOOP LABEL1 LABEL2: ... На рис.11.1 процедура F10STOS демонстрирует использование команды STOSW. Операция осуществляет запись шест. 2020 (пробелы) пять раз в область NAME3, причем значение из регистра AL заносится в первый байт, а из регистра AH - во второй. По завершении команды регистр DI содержит адрес NAME3+10. CMPS: СРАВНЕНИЕ СТРОК ________________________________________________________________ Команда CMPS сравнивает содержимое одной области памяти (адресуемой регистрами DS:SI) с содержимыми другой области (адресуемой как ES:DI). В зависимости от флага DF команда CMPS также увеличивает или уменьшает адреса в регистрах SI и DI на 1 для байта или на 2 для слова. Команда CMPS устанавливает флаги AF, CF, OF, PF, SF и ZF. При использовании префикса REP в регистре CX должна находиться длина сравниваемых полей. Команда CMPS может сравнивать любое число байт или слов. Рассмотрим процесс сравнения двух строк, содержащих имена JEAN и JOAN. Сравнение побайтно слева направо приводит к следующему: J : J Равно E : O Не равно (E меньше O) A : A Равно N : N Равно Сравнение всех четырех байт заканчивается сравнением N:N - pавно/нуль. Так как имена "не равны", операция должна прекратиться, как только будет обнаружено условие "не равно". Для этих целей команда REP имеет модификацию REPE, которая повторяет сравнение до тех пор, пока сравниваемые элементы равны, или регистр CX не pавен нулю. Кодируется повторяющееся однобайтовое сравнение следующим образом: REPE CMPSB На рис.11.1 в процедуре G10CMPS имеются два примера использования команды CMPSB. В первом примере происходит сравнение содержимого полей NAME1 и NAME2. Так как ранее команда MOVSB переслала содержимое поля NAME1 в поле NAME2, то команда CMPSB продолжается на всех десяти байтах и завершается состоянием pавно/нуль: флаг SF получает значение 0 (положительно) и флаг ZF - 1(нуль). Во втором примере сравнивается поля NAME2 и NAME3. Ранее команда STOSW заполнила поле NAME3 пробелами, поэтому команда CMPB завершается после сравнения первых же байт с результатом "больше/неравно": флаг SF получает значение 0 (положительно) и флаг ZF - 0 (не нуль). Первый пример заканчивается с результатом "равно/нуль" и заносит 01 в регистр BH. Второй пример заканчивается с результатом "неравно" и заносит 02 в регистр BL. При трассировке команд с помощью отладчика DEBUG можно увидеть, что в конце процедуры G10CMPS регистр BX будет содержать значение 0102. Предупреждение! Показанные примеры используют команду CMPSB для сравнения одного байта за одно выполнение. При использовании команды CMPSW для сравнения одного слова, необходимо инициализиpовать регистр CX значением 5. Кроме того следует помнить, что команда CMPSW при сравнении слов переставляет байты. Например, сравнивая имена SAMUEL и ARNOLD команда CMPSW выбирает вместо SA и AR переставленные значения, т.е. AS и RA. В результате вместо "больше" получится "меньше", т.е. неправильный результат. Таким образом команда CMPSW работает правильно только при сравнении строк, которые содержат числовые данные, определенные как DW, DD или DQ. SCAS: СКАНИРОВАНИЕ СТРОК ________________________________________________________________ Команда SCAS отличается от команды CMPS тем, что сканирует (просматривает) строку на определенное значение байта или слова. Команда SCAS сравнивает содержимое области памяти (адресуемой pегистрами ES:DI) с содержимым регистра AL или AX. В зависимости от значения флага DF команда SCAS также увеличивает или уменьшает адрес в регистре DI на 1 для байта или на 2 для слова. Команда SCAS устанавливает флаги AF, CF, OF, PF, SF и ZF. При использовании префикса REP и значения длины в регистре CX команда SCAS может сканировать строки любой длины. Команда SCAS особенно полезна, например, в текстовых редакторах, где программа должна сканировать строки, выполняя поиск знаков пунктуации: точек, запятых и пробелов. На рис.11.1 процедура H10SCAS сканирует область NAME1 на строчную букву "m". Так как команда SCASB должна продолжать сканирование, пока результат сравнения - "не равно" или регистр CX не равен нулю, то используется префикс REPNE: REPNE SCASB Так как область NAME1 содержит слово "Assemblers", то команда SCASB находит символ "m" в пятом сравнении. При использовании отладчика DEBUG для трассировки команд в конце процедуры H10SCAS можно увидеть в регистре AH значение 03 для индикации того, что символ "m" найден. Команда REP SCASB кроме того уменьшит значение регистра CX от 10 до 06. Команда SCASW сканирует в памяти слово на соответствие значению в регистре AX. При использовании команд LODSW или MOV для пересылки слова в регистр AX, следует помнить, что первый байт будет в регистре AL, а второй байт - в регистре AH. Так как команда SCAS сравнивает байты в обратной последовательности, то oперация корректна. СКАНИРОВАНИЕ И ЗАМЕНА ________________________________________________________________ В процессе обработки текстовой информации может возникнуть необходимость замены определенных символов в тексте на другие, например, подстановка пробелов вместо различных редактирующих символов. В приведенном ниже фрагменте программы осуществляется сканирование cтроки STRING и замена символа амперсанд (&) на символ пробела. Когда команда SCASB обнаружит символ & (в примере это будет позиция STRING+8), то операция сканирования прекратится и регистр DI будет содержать aдрес STRING+9. Для получения адреса символа & необходимо уменьшить содержимое DI на единицу и записать по полученному адресу символ пробела. STRLEN EQU 15 ;Длина поля STRING STRING DB 'The time&is now' ... CLD MOV AL,'&' ;Искомый символ MOV CX,STRLEN ;Длина поля STRING LEA DI,STRING ;Адрес поля STRING REPNE SCASB ;Сканировать JNZ K20 ;Символ найден? DEC DI ;Да - уменьшить адрес MOV BYTE PTR[DI],20H ;Подставить пробел K20: RET АЛЬТЕРНАТИВНОЕ КОДИРОВАНИЕ ________________________________________________________________ При использовании команд MOVSB или MOVSW ассемблер предполагает наличие корректной длины строковых данных и не требует кодирования операндов в команде. Для команды MOVS длина должна быть закодирована в операндах. Например, если поля FLDA и FLDB определены как байтовые (DB), то команда REP MOVS FLDA,FLDB предполагает повторяющуюся пересылку байтов из поля FLDB в поле FLDA. Эту команду можно записать также в следующем виде: REP MOVS ES:BYTE PTR[DI],DS:[SI] Однако загрузка регистров DI и SI адресами FLDA и FLDB oбязательна в любом случае. ДУБЛИРОВАНИЕ ОБРАЗЦА ________________________________________________________________ Команда STOS бывает полезна для установки в некоторой области oпределенных значений байтов и слов. Для дублирования образца, длина которого превышает размер слова, можно использовать команду MOVS с небольшой модификацией. Предположим, что необходимо сформировать строку следующего вида: ***---***---***---***---***--- . . . Вместо того, чтобы определять полностью всю строку, можно определить только первые шесть байтов. Закодируем образец непосредственно перед обрабатываемой строкой следующим образом: PATTERN DB '***---' DISAREA DB 42 DUP(?) . . CLD MOV CX,21 LEA DI,DISAREA LEA SI,PATTERN REP MOVSW В процессе выполнения команда MOVSW сначала пересылает первое слово (**) из образца PATTERN в первое слово области DISAREA, затем - второе слово (*-), потом третье (--): ***---***--- | | PATTERN DISAREA К этому моменту регистр DI будет содержать адрес DISAREA+6, а pегистр SI - PATTERN+6, который также является адресом DISAREA. Затем команда MOVSW автоматически дублирует образец, пересылая первое слово из DISAREA в DISAREA+6, из DISAREA+2, в DISAREA+8, из DISAREA+4 в DISAREA+10 и т.д. В результате образец будет полностью продублирован по всей области DISAREA: ***---***---***---***---***--- . . . ***--- | | | | PATTERN DISAREA+6 DISAREA+12 DISAREA+42 Данную технику можно использовать для дублирования в области памяти любого образца любой длины. Образец должен быть расположен непосредственно перед принимающей областью. ПРОГРАММА: ВЫРАВНИВАНИЕ ВПРАВО ПРИ ВЫВОДЕ НА ЭКРАН ________________________________________________________________ COM-программа, изображенная на рис.11.2, иллюстрирует почти весь материал, приведенный в этой главе. Процедуры программы выполняют следующие действия: B10INPT - Принимает имена длиной до 30 символов, вводимых вверху экрана. D10SCAS - Использует команду SCASB для сканирования имен и об хода любого ввода, содержащего символ "звездочка". E10RGHT - Использует команду MOVSB для выравнивания имен по правой границе выводит имена в колонку в правой части экрана. Длина в поле ACTNLEN из списка параметров ввода используется для вычисления самого правого символа в имени, например: JEROME KERN OSCAR HAMMERSTEIN RICHARD ROGERS F10CLNM - Использует команду STOSW для очистки области имени в памяти. __________________________________________________________________________ page 60,132 TITLE EXRING (COM) Вывод имен, выровненных справа CODESG SEGMENT PARA 'Code' ASSUME CS:CODESG,DS:CODESG,SS:CODESG,ES:CODESG ORG 100H BEGIN: JMP SHORT MAIN ;-------------------------------------------------------- NAMEPAR LABEL BYTE ;Имя списка параметров MAXNLEN DB 31 ;Макс. длина ACTNLEN DB ? ;Число введенных символов NAMEFLD DB 31 DUP(' ') ;Имя PROMPT DB 'Name?', '$' NAMEDSP DB 31 DUP(' '), 13, 10, '$' ROW DB 00 ;-------------------------------------------------------- MAIN PROC NEAR ;Основная процедура MOV AX,0600H CALL Q10SCR ;Очистить экран SUB DX,DX ;Установить курсор в 00,00 CALL Q20CURS A10LOOP: CALL B10INPT ;Ввести имя с клавиатуры TEST ACTNLEN,0FFH ;Нет имени? (т.е. конец) JZ A90 ; да - выйти CALL D10SCAS ;Найти звездочку CMP AL,'*' ;Найдена? JE A10LOOP ; да - обойти CALL E10RGHT ;Выровнять имя справа CALL A10LOOP A90: RET MAIN ENDP ; Вывод запроса для ввода имени: ; ----------------------------- B10INPT PROC MOV AH,09 LEA DX,PROMPT ;Выдать текст запроса INT 21H RET B10INPT ENDP ; Поиск звездочки в имени: ; ----------------------- D10SCAS PROC CLD MOV AL,'*' MOV CX,30 ;Длина сканирования - 30 LEA DI,NAMEFLD REPNE SCASB ;Звездочка найдена? JE D20 ; да - выйти, MOV AL,20H ; нет стереть * в AL D20: RET D10SCAS ENDP ; Выравнивание справа и вывод на экран: ; ------------------------------------ E10RGHT PROC STD SUB CH,CH MOV CL,ACTNLEN ;Длина в CX для REP LEA SI,NAMEFLD ;Вычислить самую правую ADD SI,CX ; позицию DEC SI ; введенного имени LEA DI,NAMEDSP+30 ;Правая поз. поля имени REP MOVSB ;Переслать справа налево MOV DH,ROW MOV DL,48 CALL Q20CURS ;Установить курсор MOV AH,09 LEA DX,NAMEDSP ;Выдать имя на экран INT 21H CMP ROW,20 ;Последняя строка экрана? JAE E20 ; нет - INC ROW ; увеличить строку, JMP E90 E20: MOV AX,0601H ; да - CALL Q10SCR ; прокрутить и MOV DH,ROW ; установить курсор MOV DL,00 CALL Q20CURS E90: RET E10RGHT ENDP ; Очистить область имени: ; ---------------------- F10CLNM PROC CLD MOV AX,2020H MOV CX,15 ;Очистить 15 слов LEA DI,NAMEDSP REP STOSW RET F10CLNM ENDP ; Прокрутка экрана: ; ---------------- Q10SCR PROC ;AX установлен при вызове MOV BH,30 ;Цвет ( 07 для ч/б) MOV CX,00 MOV DX,184FH INT 10H RET Q10SCR ENDP ; Установить курсор (строка/столбец): ; ---------------------------------- Q20CURS PROC ;DX установлен при вызове MOV AH,02 SUB BH,BH INT 10H RET Q20CURS ENDP CODESG ENDS END BEGIN __________________________________________________________________________ Рис.11.2. Выравнивание вправо при выводе на экран. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ НА ПАМЯТЬ ________________________________________________________________ - Для цепочечных команд MOVS, STOS, CMPS и SCAS не забывайте инициализировать регистр ES. - Сбрасывайте (CLD) или устанавливайте (STD) флаг направления в соответствии с направлением обработки. - Не забывайте устанавливать в регистрах DI и SI необходимые значения. Например, команда MOVS предполагает операнды DI,SI, а команда CMPS - SI,DI. - Инициализируйте регистр CX в соответствии с количеством байтов или слов, участвующих в процессе обработки. - Для обычной обработки используйте префикс REP для команд MOVS и STOS и модифицированный префикс (REPE или REPNE) для команд CMPS и SCAS. - Помните об обратной последовательности байтов в сравниваемых cловах при выполнении команд CMPSW и SCASW. - При обработке справа налево устанавливайте начальные адреса на последний байт обрабатываемой области. Если, например, поле NAME1 имеет длину 10 байтов, то для побайтовой обработки данных в этой области справа налево начальный адрес, загружаемый командой LEA, должен быть NAME1+9. Для обработки слов начальный адрес в этом случае - NAME1+8. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ ________________________________________________________________ 11.1. В данной главе приведены эквивалентные команды для а) MOVSB, б) LODSB и в) STOSB с префиксом REP. Напишите эквивалентные команды для обработки по словам а) MOVSW, б) LODSW и в) STOSW с префиксом REP. 11.2. Введите, ассемблируйте и выполните компоновку программы, приведенной на рис.11.1. Не забудьте о инициализации регистра ES. Замените команды MOVSB и MOVSW для пересылки справа налево. Измените процедуру H10SCAS для сканирования поля NAME1 на слово "mb". Используя отладчик DEBUG для трассировки процедур, обратите внимание на содержимое сегмента данных и регистров. 11.3. Имеются следующие определения: DATASG SEGMENT PARA CONAME DB 'SPACE EXPLORERS INC.' PRLINE DB 20 DUP(' ') Используя цепочечные команды, выполните: а) пересылку данных из CONAME в PRLINE слева направо; б) пересылку данных из CONAME в PRLINE справа налево; в) загрузку третьего и четвертого байтов области CONAME в регистр AX; г) сохранение содержимого регистра AX в область по адресу PRLINE+5; д) сравнение данных в областях CONAME и PRLINE (они должны быть не равны); е) сканирование областей CONAME и PRLINE, и поиск в ней символа пробел. Если символ будет найден, то переслать его в регистр BH. 11.4. Переделайте процедуру H10SCAS (рис.11.1) так, чтобы выполнялось сканирование поля NAME1 на символ "er". Обратите внимание, что символы "er" не встречаются в поле NAME1 как одно слово: /As/se/mb/le/rs/. Для решения этой проблемы возможны два варианта: а) использовать команду SCASW дважды, причем первая должна начинаться по адресу NAME1, а вторая - по адресу NAME1+1; б) использовать команду SCASB для поиска символа "е" и сравнить затем следующий байт на символ "r". 11.5. Определите поле, содержащее шест. значения 03, 04, 05 и B4. Продублируйте это поле 20 раз и выдайте результат на экран. ГЛАВА 12 Арифметические операции I: Обработка двоичных данных __________________________________________________________________________ Ц е л ь: Дать сведения об операциях сложения, вычитания, умножения и деления двоичных данных. ВВЕДЕНИЕ ________________________________________________________________ Несмотря на то, что мы привыкли к десятичной арифметике (база 10), компьютер работает только с двоичной арифметикой (база 2). Кроме того, ввиду ограничения, накладываемого 16-битовыми регистрами, большие величины требуют специальной обработки. Данная глава дает сведения об операциях сложения, вычитания, умножения и деления для беззнаковых и знаковых данных. В главе приводятся много примеров и предупреждений о различных ловушках для опрометчивых исследователей мира микропроцессора. В следующей главе будут раскрыты операции преобразования между двоичными данными и ASCII кодами. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ________________________________________________________________ Команды ADD и SUB выполняют сложение и вычитание байтов или слов, содержащих двоичные данные. Вычитание выполняется в компьютере по методу сложения с двоичным дополнением: для второго операнда устанавливаются обратные значения бит и прибавляется 1, а затем происходит сложение с первым операндом. Во всем, кроме первого шага, операции сложения и вычитания идентичны. На рис.12.1 представлены примеры команд ADD и SUB, обрабатывающие байты или слова. В процедуре B10ADD используется команда ADD для сложения байтов, а в процедуре C10SUB команда SUB вычитает слова. Примеры показывают все пять возможных ситуаций: сложение/вычитание регистр-регистр; сложение/вычитание память-регистр; сложение/вычитание регистр-память; сложение/вычитание регистр-непоср.значение; сложение/вычитание память-непоср.значение. __________________________________________________________________________ page 60,132 TITLE EXADD (СОМ) Сложение и вычитание CODESG SEGMENT PARA 'Code' ASSUME CS:CODESG,DS:CODESG,SS:CODESG ORG 100H BEGIN: JMP SHORT MAIN ; -------------------------------------------- BYTEA DB 64H ;Элементы данных BYTEB DB 40H BYTEC DB 16H WORDA DW 4000H WORDB DW 2000H WORDC DW 1000H ; -------------------------------------------- MAIN PROC NEAR ;Основная процедура: CALL B10ADD ;Вызвать сложение ADD CALL C10SUB ;Вызвать вычитание SUB RET MAIN ENDP ; Пример сложения байт: ; -------------------- B10ADD PROC MOV AL,BYTEA MOV BL,BYTEB ADD AL,BL ;Регистр и регистр ADD AL,BYTEC ;Память и регистр ADD BYTEA,BL ;Регистр и память ADD BL,10H ;Непосредств. и регистр ADD BYTEA,25H ;Непосредств. и память RET B10ADD ENDP ; Пример вычитания слов: ; --------------------- C10SUB PROC MOV AX,WORDA MOV BX,WORDB SUB AX,BX ;Регистр из регистра SUB AX,WORDC ;Память из регистра SUB WORDA,BX ;Регистр из памяти SUB BX,1000H ;Непосредств. из peг. SUB WORDA,256H ;Непосредств. из пам. RET C10SUB ENDP CODESG ENDS END BEGIN __________________________________________________________________________ Рис.12.1. Примеры команд ADD и SUB. Поскольку прямой операции память-память не существует, данная oперация выполняется через регистр. В следующем примере к содержимому слова WORDB прибавляется содержимое слова WORDA, описанных как DW: MOV AX,WORDA ADD AX,WORDB MOV WORDB,AX Переполнения -------------- Опасайтесь переполнений в арифметических операциях. Один байт содержит знаковый бит и семь бит данных, т.е. значения от -128 до +127. Результат арифметической операции может легко превзойти емкость однобайтового регистра. Например, результат сложения в регистре AL, превышающий его емкость, автоматически не переходит в регистр AH. Предположим, что регистр AL содержит шест.60, тогда результат команды ADD AL,20H генерирует в AL сумму - шест.80. Но операция также устанавливает флаг переполнения и знаковый флаг в состояние "отрицательно". Причина заключается в том, что шест.80 или двоичное 1000 0000 является отрицательным числом. Т.е. в результате, вместо +128, мы получим -128. Так как регистр AL слишком мал для такой операции и следует воспользоваться регистром AX. В следующем примере команда CBW (Convert Byte to Word - преобразовать байт в слово) преобразует шест.60 в регистре AL в шест.0060 в регистре AX, передавая при этом знаковый бит (0) через регистр AH. Команда ADD генерирует теперь в регистре AX правильный результат: шест.0080, или +128: CBW ;Расширение AL до AX ADD AX,20H ;Прибавить к AX Но полное слово имеет также ограничение: один знаковый бит и 15 бит данных, что соответствует значениям от -32768 до +32767. Рассмотрим далее как можно обрабатывать числа, превышающие эти пределы. Многословное сложение ----------------------- Максимальное возможное значение в регистре +32767 ограничивает возможность компьютера для выполнения арифметических операций. Рассмотрим два способа выполнения арифметических операций. Первый способ - более прост, но специфичен, второй - сложнее, но имеет общий характер. __________________________________________________________________________ page 60,132 TITLE EXDBADD (COM) Пример сложения двойных слов CODESG SEGMENT PARA 'Code' ASSUME CS:CODESG,DS:CODESG,SS:CODESG ORG 100H BEGIN: JMP SHORT MAIN ; ------------------------------------------- WORD1A DW 0123H ;Элементы данных WORD1B DW 0BC62H WORD2A DW 0012H WORD2B DW 553AH WORD3A DW ? WORD3B DW ? ; ------------------------------------------- MAIN PROC NEAR ;0сновная процедура: CALL D10DWD ;Вызвать сложение 1 CALL E10DWD ;Вызвать сложение 2 RET MAIN ENDP ; Пример сложения двойных слов: ; ---------------------------- D10DWD PROC MOV AX,WORD1B ;Сложить правые слова ADD AX,WORD2B MOV WORD3B,AX MOV AX,WORD1A ;Сложить левые слова ADC AX,WORD2A ; с переносом MOV WORD3A,AX RET D10DWD ENDP ; Сложение чисел любой длины: ; -------------------------- E10DWD PROC CLC ;Очистить флаг переноса MOV CX,2 ;Установить счетчик LEA SI,WORD1B ;Левое слово DWORD1 LEA DI,WORD2B ;Левое слово DWORD2 LEA BX,WORD3B ;Левое слово суммы Е20: MOV AX,[SI] ;Поместить слово в AX ADC AX,[DI] ;Сложить с переносом MOV [BX],AX ;Сохранить слово DEC SI DEC SI DEC DI DEC DI DEC BX DEC BX LOOP Е20 ;Повторить цикл RET E10DWD ENDP CODESG ENDS END BEGIN __________________________________________________________________________ Рис.12.2. Сложение двойных слов. На рис.12.2 процедура D10DWD демонстрирует простой способ сложения содержимого одной пары слов (WORD1A и WORD1B) с содержимым второй пары слов (WORD2A и WORD2B) и сохранения суммы в третьей паре слов (WORD3A и WORD3B). Сначала выполняется сложение правых слов: WORD1B BC62 WORD2B 553A ----- Сумма: 1119C Сумма - шест.1119C превышает емкость регистра AX. Переполнение вызывает установку флага переноса в 1. Затем выполняется сложение левых слов, но в данном случае, вместо команды ADD используется команда сложения с переносом ADC (ADd with Carry). Эта команда складывает два значения, и если флаг CF уже установлен, то к сумме прибавляется 1: WORD1A 0123 WORD2A 0012 Плюс перенос 1 ---- Сумма: 0136 При использовании отладчика DEBUG для трассировки арифметических команд можно увидеть эту сумму 0136 в регистре AX, и обpатные значения 3601 в поле WORD3A и 9C11 в поле WORD3B. На рис.12.2 процедура E10DWD демонстрирует подход к сложению значений любой длины. Действие начинается со сложения самых правых слов складываемых полей. В первом цикле складываются правые cлова, во втором - слова, расположенные левее. При этом адреса в регистрах SI, DI и BX уменьшаются на 2. По две команда DEC выполняют эту операцию для каждого регистра. Применять команду SUB reg,02 в данном случае нельзя, т.к. при этом будет очищен флаг переноса, что приведет к искажению результата сложения. Ввиду наличия цикла, используется только одна команда сложения ADC. Перед циклом команда CLC (CLear Carry - очистить флаг переноса) устанавливает нулевое значение флага переноса. Для работы данного метода необходимо: 1) обеспечить смежность слов, 2) выполнять обработку справа налево и 3) загрузить в регистр CX число складываемых слов. Для многословного вычитания используется команда SBB (SuBtract with Borrow - вычитание с заемом) эквивалентная команде ADC. Заменив в процедуре E10DWD (рис.12.2) команду ADC на SBB, получим процедуру для вычитания. БЕЗЗНАКОВЫЕ И ЗНАКОВЫЕ ДАННЫЕ ________________________________________________________________ Многие числовые поля не имеют знака, например, номер абонента, aдрес памяти. Некоторые числовые поля предлагаются всегда положительные, например, норма выплаты, день недели, значение числа ПИ. Другие числовые поля являются знаковые, так как их содержимое может быть положительным или отрицательным. Например, долговой баланс покупателя, который может быть отрицательным при переплатах, или алгебраическое число. Для беззнаковых величин все биты являются битами данных и вместо ограничения +32767 регистр может содержать числа до +65535. Для знаковых величин левый байт является знаковым битом. Команды ADD и SUB не делают разницы между знаковыми и беззнаковыми величинами, они просто складывают и вычитают биты. В следующем примере сложения двух двоичных чисел, первое число содержит единичный левый бит. Для беззнакового числа биты представляют положительное число 249, для знакового - отрицательное число -7: Беззнаковое Знаковое 11111001 249 -7 00000010 2 +2 --- -- 11111011 251 -5 Двоичное представление результата сложения одинаково для беззнакового и знакового числа. Однако, биты представляют +251 для беззнакового числа и -5 для знакового. Таким образом, числовое содержимое поля может интерпретироваться по разному. Состояние "перенос" возникает в том случае, когда имеется пеpенос в знаковый разряд. Состояние "переполнение" возникает в том случае, когда перенос в знаковый разряд не создает переноса из разрядной сетки или перенос из разрядной сетки происходит без переноса в знаковый разряд. При возникновении переноса при сложении беззнаковых чисел, результат получается неправильный: Беззнаковое Знаковое CF OF 11111100 252 -4 00000101 5 +5 --- -- 00000001 1 1 1 0 (неправильно) При возникновении переполнения при сложении знаковых чисел, результат получается неправильный: Беззнаковое Знаковое CF OF 01111001 121 +121 00001011 11 +11 --- ---- 10000100 132 -124 0 1 (неправильно) При операциях сложения и вычитания может одновременно возникнуть и переполнение, и перенос: Беззнаковое Знаковое CF OF 11110110 246 -10 10001001 137 -119 --- ---- 01111111 127 +127 1 1 (неправильно) (неправильно) УМНОЖЕНИЕ ________________________________________________________________ Операция умножения для беззнаковых данных выполняется командой MUL, а для знаковых - IMUL (Integer MULtiplication - умножение целых чисел). Ответственность за контроль над форматом обрабатываемых чисел и за выбор подходящей команды умножения лежит на самом программисте. Существуют две основные операции умножения: "Б а й т н а б а й т". Множимое находится в регистре AL, а множитель в байте памяти или в однобайтовом регистре. После умножения произведение находится в регистре AX. Операция игнорирует и стиpает любые данные, которые находились в регистре AH. | AH | AL | | AX | До умножения: | |Множимое| После: |Произведение| "С л о в о н а с л о в о". Множимое находится в регистре AX, а множитель - в слове памяти или в регистре. После умножения произведение находится в двойном слове, для которого требуется два регистра: старшая (левая) часть произведения находится в регистре DX, а младшая (правая) часть в регистре AX. Операция игнорирует и стирает любые данные, которые находились в регистре DX. | AX | | DX || AX | До умножения:|Множимое| После: |Ст.часть||Мл.часть| | Произведение | В единственном операнде команд MUL и IMUL указывается множитель. Рассмотрим следующую команду: MUL MULTR Если поле MULTR определено как байт (DB), то операция предполагает умножение содержимого AL на значение байта из поля MULTR. Если поле MULTR определено как слово (DW), то операция предполагает умножение содержимого AX на значение слова из поля MULTR. Если множитель находится в регистре, то длина регистра определяет тип операции, как это показано ниже: MUL CL ;Байт-множитель: множимое в AL, произвед. в AX MUL BX ;Слово-множитель:множимое в AX, произвед. в DX:AX Беззнаковое умножение: Команда MUL ------------------------------------ Команда MUL (MULtiplication - умножение) умножает беззнаковые числа. На рис.12.3 в процедуре C10MUL дано три примера умножения: байт на байт, слово на слово и слово на байт. Первый пример команды MUL умножает шест.80 (128) на шест.47 (64). Произведение шест.2000 (8192) получается в регистре AX. __________________________________________________________________________ page 60,132 TITLE EXMULT (COM) Пример команд умножения CODESG SEGMENT PARA 'Code' ASSUME CS:CODESG,DS:CODESG,SS:CODESG OR6 100H BEGIN: JMP SHORT MAIN ; ------------------------------------------- BYTE1 DB 80H BYTE2 DB 40H WORD1 DW 8000H WORD2 DW 4000H ; ------------------------------------------- MAIN PROC NEAR ;Основная процедура: CALL C10MUL ;Вызвать умнож. MUL CALL D10IMUL ;Вызвать умнож. IMUL RET MAIN ENDP ; Пример умножения MUL: ; -------------------- C10MUL PROC MOV AL,BYTE1 ;Байт * байт MUL BYTE2 ; произведение в AХ MOV AX,WORD1 ;Слово * слово MUL WORD2 ; произведение в DX:AX MOV AL,BYTE1 ;Байт * слово SUB AН,AН ; расшир. множ. в AН MUL WORD1 ; произведение в DX:AX RET C10MUL ENDP ; Пример умножения IMUL: ; --------------------- D10IMUL PROC MOV AL,BYTE1 ;Байт * байт IMUL BYTE2 ; произведение в AХ MOV AX,WORD1 ;Слово * слово IMUL WORD2 ; произвед. в DX:AX MOV AL,BYTE1 ;Байт * слово CBW ; расшир. множ. в AН IMUL WORD1 ; произвед. в DX:AX RET D10IMUL ENDP CODESG ENDS END BEGIN __________________________________________________________________________ Рис.12.3. Беззнаковое и знаковое умножение. Второй пример команды MUL генерирует шест.10000000 в регистpах DX:AX. Третий пример команды MUL выполняет умножение слова на байт и требует расширение байта BYTE1 до размеров слова. Так как предполагаются беззнаковые величины, то в примере левый бит регистра AH равен нулю. (При использовании команды CBW значение левого бита регистpа AL может быть 0 или 1). Произведение - шест.00400000 получается в регистрах DX:AX. Знаковое умножение: Команда IMUL ---------------------------------- Команда IMUL (Integer MULtiplication - умножение целых чисел) умножает знаковые числа. На рис.12.3 в процедуре D10IMUL используются те же три примера умножения, что и в процедуре C10MUL, но вместо команд MUL записаны команды IMUL. Первый пример команды IMUL умножает шест.80 (отрицательное число) на шест.40 (положительное число). Произведение - шест.E000 получается в регистре AX. Используя те же данные, команда MUL дает в результате шест.2000, так что можно видеть разницу в использовании команд MUL и IMUL. Команда MUL рассматривает шест.80 как +128, а команда IMUL - как -128. В результате умножения -128 на +64 получается -8192 или шест.E000. (Попробуйте преобразовать шест.Е000 в десятичный формат). Второй пример команды IMUL умножает шест.8000 (отрицательное значение) на шест.2000 (положительное значение). Произведение - шест.F0000000 получается в регистрах DX:AX и представляет собой oтрицательное значение. Третий пример команды IMUL перед умножением выполняет расширение байта BYTE1 до размеров слова в регистре AX. Так как значения предполагаются знаковые, то в примере используется команда CBW для перевода левого знакового бита в регистр AH: шест.80 в pегистре AL превращается в шест.FF80 в регистре AX. Поскольку множитель в слове WORD1 имеет также отрицательное значение, то произведение должно получится положительное. В самом деле: шест.00400000 в регистрах DX:AX - такой же результат, как и в случае умножения командой MUL, которая предполагала положительные сомножители. Таким образом, если множимое и множитель имеет одинаковый знаковый бит, то команды MUL и IMUL генерируют одинаковый результат. Но, если сомножители имеют разные знаковые биты, то команда MUL вырабатывает положительный результат умножения, а команда IMUL - отрицательный. Можно обнаружить это, используя отладчик DEBUG для трассировки примеров. П о в ы ш е н и е э ф ф е к т и в н о с т и у м н о ж е н и я: При умножении на степень числа 2 (2,4,8 и т.д.) более эффективным является сдвиг влево на требуемое число битов. Сдвиг более чем на 1 требует загрузки величины сдвига в регистр CL. В следующих примерах предположим, что множимое находится в регистре AL или AX: Умножение на 2: SHL AL,1 Умножение на 8: MOV CL,3 SHL AX,CL Многословное умножение ------------------------ Обычно умножение имеет два типа: "байт на байт" и "слово на слово". Как уже было показано, максимальное знаковое значение в слове ограничено величиной +32767. Умножение больших чисел требует выполнения некоторых дополнительных действий. Рассматриваемый подход предполагает умножение каждого слова отдельно и сложение полученных результатов. Рассмотрим следующее умножение в десятичном формате: 1365 х12 ----- 2730 1365 ----- 16380 Представим, что десятичная арифметика может умножать только двузначные числа. Тогда можно умножить 13 и 65 на 12 раздельно, cледующим образом: 13 65 х12 х12 --- --- 26 130 13 65 --- --- 156 780 Следующим шагом сложим полученные произведения, но поскольку число 13 представляло сотни, то первое произведение в действительности будет 15600: 15600 +780 ----- 16380 Ассемблерная программа использует аналогичную технику за исключением того, что данные имеют размерность слов (четыре цифры) в шестнадцатеричном формате. У м н о ж е н и е д в о й н о г о с л о в а н а с л о в о. Процедура E10XMUL на рис.12.4 умножает двойное слово на слово. Множимое, MULTCND, состоит из двух слов, содержащих соответственно шест.3206 и шест.2521. Определение данных в виде двух слов (DW) вместо двойного слова (DD) обусловлено необходимостью правильной адресации для команд MOV, пересылающих слова в регистр AX. Множитель MULTPLR содержит шест.6400. Область для записи произведения, PRODUCT, состоит из трех слов. Первая команда MUL перемножает MULTPLR и правое cлово поля MULTCND; произведение - шест.0E80 E400 записывается в PRODUCT+2 и PRODUCT+4. Вторая команда MUL перемножает MULTPLR и левое слово поля MULTCND, получая в результате шест. 138A 5800. Далее выполняется сложение двух произведений следующим образом: Произведение 1: 0000 0E80 E400 Произведение 2: 138A 5800 -------------- Результат: 138A 6680 E400 Так как первая команда ADD может выработать перенос, то второе cложение выполняется командой сложения с переносом ADC (ADd with Carry). В силу обратного представления байтов в словах в процессоpах 8086/8088, область PRODUCT в действительности будет содержать значение 8A13 8066 00E4. Программа предполагает, что первое слово в области PRODUCT имеет начальное значение 0000. __________________________________________________________________________ TITLE EXDWMUL - Умножение двойных слов CODESG SEGMENT PARA 'Code' ASSUME CS:CODESG,DS:CODESG,SS:CODESG ORG 100H BEGIN: JMP SHORT MAIN ; --------------------------------------------- MULTCND DW 3206H ;Элементы данных DW 2521H MULTPLR DW 6400H DW 0A26H PRODUCT DW 0 DW 0 DW 0 DW 0 ; --------------------------------------------- MAIN PROC NEAR ;Основная процедура CALL E10XMUL ;Вызвать 1-е умножение CALL Z10ZERO ;Очистить произведение CALL F10XMUL ;Вызвать 2-е умножение RET MAIN ENDP ; Умножение двойного слова на слово: ; ----------------------------------------------- E10XMUL PROC MOV AX,MULTCND+2 ;Умножить правое слова MUL MULTPLR ; множимого MOV PRODUCT+4,AX ;Записать произведение MOV PRODUCT+2,DX MOV AX,MULTCND ;Умножить левое слово MUL MULTPLR ; множимого ADD PRODUCT+2,AX ;Сложить с полученным ранее ADC PRODUCT,DX RET E10XMUL ENDP ; Перемножение двух двойных слов: ; -------------------------------------------- F10XMUL PROC MOV AX,MULTCND+2 ;Слово-2 множимого MUL MULTPLR+2 ; * слово-2 множителя MOV PRODUCT+6,AX ;Сохранить результат MOV PRODUCT+4,DX MOV AX,MULTCND+2 ;Слово-2 множимого MUL MULTPLR ; * слово-1 множителя ADD PRODUCT+4,AX ;Сложить с предыдущим ADC PRODUCT+6,DX ADC PRODUCT,00 ;Прибавить перенос MOV AX,MULTCND ;Слово-1 множимого MUL MULTPLR+2 ; * слово-2 множителя ADD PRODUCT+4,AX ;Сложить с предыдущим ADC PRODUCT+6,DX ADC PRODUCT,00 ;Прибавить перенос MOV AX,MULTCND ;Слово-1 множимого MUL MULTPLR ; * слово-1 множителя ADD PRODUCT+2,AX ;Сложить с предыдущим ADC PRODUCT,DX RET F10XMUL ENDP ; Очистка области результата: ; ---------------------------------------- Z10XMUL PROC MOV PRODUCT,0000 MOV PRODUCT+2,0000 MOV PRODUCT+4,0000 MOV PRODUCT+6,0000 RET Z10XMUL ENDP CODESG ENDS END BEGIN __________________________________________________________________________ Рис.12.4. Многословное умножение. У м н о ж е н и е "д в о й н о г о с л о в а н а д в о й н о е с л о в о". Умножение двух двойных слов включает следующие четыре операции умножения: Множимое Множитель слово 2 х слово 2 слово 2 х слово 1 слово 1 х слово 2 слово 1 х слово 1 Каждое произведение в регистрах DX и AX складывается с соответствующим словом в окончательном результате. Пример такого умножения приведен в процедуре F10XMUL на рис.12.4. Множимое MULTCND содержит шест.3206 2521, множитель MULTPLR - шест.6400 0A26. Результат заносится в область PRODUCT, состоящую из четырех слов. Хотя логика умножения двойных слов аналогична умножению двойного слова на слово, имеется одна особенность, после пары команд сложения ADD/ADC используется еще одна команда ADC, которая прибавляет 0 к значению в поле PRODUCT. Это необходимо потому, что первая команда ADC сама может вызвать перенос, который последующие команды могут стереть. Поэтому вторая команда ADC прибавит 0, если переноса нет, и прибавит 1, если перенос есть. Финальная пара команд ADD/ADC не требует дополнительной команды ADC, так как область PRODUCT достаточно велика для генерации окончательного результата и переноса на последнем этапе не будет. Окончательный результат 138A 687C 8E5C CCE6 получится в поле PRODUCT в обратной записи байт в словах. Выполните трассировку этого примера с помощью отладчика DEBUG. СДВИГ РЕГИСТРОВОЙ ПАРЫ DX:AX ________________________________________________________________ Следующая подпрограмма может быть полезна для сдвига содержимого pегистровой пары DX:AX вправо или влево. Можно придумать более эффективный метод, но данный пример представляет общий подход для любого числа циклов (и, соответственно, сдвигов) в регистре CX. Заметьте, что сдвиг единичного бита за разрядную сетку устанавливает флаг переноса. Сдвиг влево на 4 бита MOV CX,04 ;Инициализация на 4 цикла C20: SHL DX,1 ;Сдвинуть DX на 1 бит влево SHL AX,1 ;Сдвинуть AX на 1 бит влево ADC DX,00 ;Прибавить значение переноса LOOP C20 ;Повторить Сдвиг вправо на 4 бита MOV CX,04 ;Инициализация на 4 цикла D20: SHR AX,1 ;Сдвинуть AX на 1 бит вправо SHR DX,1 ;Сдвинуть DX на 1 бит вправо JNC D30 ;Если есть перенос, OR AH,10000000B ; то вставить 1 в AH D30: LOOP D20 ;Повторить Ниже приведен более эффективный способ для сдвига влево, не требующий организации цикла. В этом примере фактор сдвига записывается в регистр CL. Пример написан для сдвига на 4 бита, но может быть адаптирован для других величин сдвигов: MOV CL,04 ;Установить фактор сдвига SHL DX,CL ;Сдвинуть DX влево на 4 бита MOV BL,AH ;Сохранить AH в BL SHL AX,CL ;Сдвинуть AX влево на 4 бита SHL BL,CL ;Сдвинуть BL вправо на 4 бита OR DL,BL ;Записать 4 бита из BL в DL ДЕЛЕНИЕ ________________________________________________________________ Операция деления для беззнаковых данных выполняется командой DIV, a для знаковых - IDIV. Ответственность за подбор подходящей команды лежит на программисте. Существуют две основные операции деления: Д е л е н и е "с л о в а н а б а й т". Делимое находится в регистре AX, а делитель - в байте памяти или а однобайтовом регистре. После деления остаток получается в регистре AH, а частное - в AL. Так как однобайтовое частное очень мало (максимально +255 (шест.FF) для беззнакового деления и +127 (шест.7F) для знакового), то данная операция имеет ограниченное использование. | AX | | AH | AL | До деления: |Делимое| После: |Остаток|Частное| Д е л е н и е "д в о й н о г о с л о в а н а с л о в о". Делимое находится в регистровой паре DX:AX, а делитель - в слове памяти или а регистре. После деления остаток получается в регистре DX, а частное в регистре AX. Частное в одном слове допускает максимальное значение +32767 (шест.FFFF) для беззнакового деления и +16383 (шест.7FFF) для знакового. | DX || AX | | AH || AL | До деления: |Ст.часть||Мл.часть| После: |Остаток||Частное| | Делимое | В единственном операнде команд DIV и IDIV указывается делитель. Рассмотрим следующую команду: DIV DIVISOR Если поле DIVISOR определено как байт (DB), то операция предполагает деление слова на байт. Если поле DIVISOR определено как слово (DW), то операция предполагает деление двойного слова на слово. При делении, например, 13 на 3, получается результат 4 1/3. Частное есть 4, а остаток - 1. Заметим, что ручной калькулятор (или программа на языке BASIC) выдает в этом случае результат 4,333.... Значение содержит целую часть (4) и дробную часть (,333). Значение 1/3 и 333... есть дробные части, в то время как 1 есть остаток от деления. Беззнаковое деление: Команда DIV ---------------------------------- Команда DIV делит беззнаковые числа. На рис.12.5 в процедуре D10DIV дано четыре примера деления: слово на байт, байт на байт, двойное слово на слово и слово на слово. Первый пример команды DIV делит шест.2000 (8092) на шест.80 (128). В результате остаток 00 получается в регистре AH, а частное шест.40 (64) - в регистре AL. Второй пример команды DIV выполняет прежде расширение байта BYTE1 до размеров слова. Так как здесь предполагается беззнаковая величина, то в примере левый бит регистра AH равен нулю. В результате деления остаток - шест.12 получается в регистре AH, а частное шест.05 - в регистре AL. Третий пример команды DIV генерирует остаток шест.1000 в регистре DX и частное шест.0080 в регистре AX. В четвертом примере команды DIV сначала выполняется расширение слова WORD1 до двойного слова в регистре DX. После деления остаток шест.0000 получится в регистре DX, а частное шест.0002 - в регистре AX. __________________________________________________________________________ page 60,132 TITLE EXDIV (COM) Пример операций DIV и IDIV CODESG SEGMENT PARA 'Code' ORG 100H BEGIN: JMP SHORT MAIN ; --------------------------------------------- BYTE1 DB 80H ;Data items BYTE2 DB 16H WORD1 DW 2000H WORD2 DW 0010H WORD3 DW 1000H ; --------------------------------------------- MAIN PROC NEAR ;Основная процедура CALL D10DIV ;Вызов подпрограммы DIV CALL E10IDIV ;Вызов подпрограммы IDIV MAIN ENDP ; Примеры с командой DIV: ; --------------------------------------------- D10DIV PROC MOV AX,WORD1 ;Слово / байт DIV BYTE1 ; остаток:частное в AH:AL MOV AL,BYTE1 ;Байт / байт SUB AH,AH ; расширить делимое в AH DIV BYTE3 ; остаток:частное в AH:AL MOV DX,WORD2 ;Двойное слово / слово MOV AX,WORD3 ; делимое в DX:AX DIV WORD1 ; остаток:частное в DX:AX MOV AX,WORD1 ;Слово / слово SUB DX,DX ; расширить делимое в DX DIV WORD3 ; остаток:частное в DX:AX RET D10DIV ENDP ; Примеры с командой IDIV: ; --------------------------------------------- E10IDIV PROC MOV AX,WORD1 ;Слово / байт IDIV BYTE1 ; остаток:частное в AH:AL MOV AL,BYTE1 ;Байт / байт CBW ; расширить делимое в AH IDIV BYTE3 ; остаток:частное в AH:AL MOV DX,WORD2 ;Двойное слово / слово MOV AX,WORD3 ; делимое в DX:AX IDIV WORD1 ; остаток:частное в DX:AX MOV AX,WORD1 ;Слово / слово CWD ; расширить делимое в DX IDIV WORD3 ; остаток:частное в DX:AX RET E10DIV ENDP CODESG ENDS END BEGIN __________________________________________________________________________ Рис.12.5. Беззнаковое и знаковое деление. Знаковое деление: Команда IDIV -------------------------------- Команда IDIV (Integer DIVide) выполняет деление знаковых чисел. На рис.12.5 в процедуре E10IDIV используются те же четыре примера деления, что и в процедуре D10DIV, но вместо команд DIV записаны команды IDIV. Первый пример команды IDIV делит шест.2000 (положительное число) на шест.80 (отрицательное число). Остаток от деления - шест. 00 получается в регистре AH , а частное - шест. C0 (-64) - в регистре AL. Команда DIV, используя те же числа, генерирует частное +64. Шестнадцатиричные результаты трех остальных примеров деления приведены ниже: Пример команды IDIV Остаток Частное 2 EE (-18) FB (-5) 3 1000 (4096) 0080 (128) 4 0000 0002 Только в примере 4 вырабатывается такой же результат, что и для команды DIV. Таким образом, если делимое и делитель имеют одинаковый знаковый бит, то команды DIV и IDIV генерируют одинаковый pезультат. Но, если делимое и делитель имеют разные знаковые биты, то команда DIV генерирует положительное частное, а команда IDIV - отрицательное частное. Можно обнаружить это, используя отладчик DEBUG для трассировки этих примеров. Повышение производительности. При делении на степень числа 2 (2, 4, и т.д.) более эффективным является сдвиг вправо на требуемое число битов. В следующих примерах предположим, что делимое находится в регистре AX: Деление на 2: SHR AX,1 Деление на 8: MOV CL,3 SHR AX,CL Переполнения и прерывания --------------------------- Используя команды DIV и особенно IDIV, очень просто вызвать пеpеполнение. Прерывания приводят (по крайней мара в системе, используемой при тестировании этих программ) к непредсказуемым результатам. В операциях деления предполагается, что частное значительно меньше, чем делимое. Деление на ноль всегда вызывает прерывание. Но деление на 1 генерирует частное, которое равно делимому, что может также легко вызвать прерывание. Рекомендуется использовать следующее правило: если делитель - байт, то его значение должно быть меньше, чем левый байт (AH) делителя: если делитель - слово, то его значение должно быть меньше, чем левое слово (DX) делителя. Проиллюстрируем данное правило для делителя, равного 1: Операция деления: Делимое Делитель Частное Слово на байт: 0123 01 (1)23 Двойное слово на слово: 0001 4026 0001 (1)4026 В обоих случаях частное превышает возможный размер. Для того чтобы избежать подобных ситуаций, полезно вставлять перед командами DIV и IDIV соответствующую проверку. В первом из следующих примеpов предположим, что DIVBYTE - однобайтовый делитель, а делимое находится уже в регистре AX. Во втором примере предположим, что DIVWORD - двухбайтовый делитель, а делимое находится в регистровой паре DX:AX. Слово на байт Двойное слово на байт CMP AH,DIVBYTE CMP DX,DIVWORD JNB переполнение JNB переполнение DIV DIVBYTE DIV DIVWORD Для команды IDIV данная логика должна учитывать тот факт, что либо делимое, либо делитель могут быть отрицательными, а так как сравниваются абсолютные значения, то необходимо использовать команду NEG для временного перевода отрицательного значения в положительное. Деление вычитанием -------------------- Если частное слишком велико, то деление можно выполнить с помощью циклического вычитания. Метод заключается в том, что делитель вычитается из делимого и в этом же цикле частное увеличивается на 1. Вычитание продолжается, пока делимое остается больше делителя. В cледующем примере, делитель находится в регистре AX, а делимое - в BX, частное вырабатывается в CX: SUB CX,CX ;Очистка частного C20: CMP AX,BX ;Если делимое < делителя, JB C30 ; то выйти SUB AX,BX ;Вычитание делителя из делимого INC CX ;Инкремент частного JMP C20 ;Повторить цикл С30: RET ;Частное в CX, остаток в AX В конце подпрограммы регистр CX будет содержать частное, а AX - oстаток. Пример умышленно примитивен для демонстрации данной техники деления. Если частное получается в регистровой паре DX:AX, то необходимо сделать два дополнения: 1. В метке C20 сравнивать AX и BX только при нулевом DX. 2. После команды SUB вставить команду SBB DX,00. П р и м е ч а н и е: очень большое частное и малый делитель могут вызвать тысячи циклов. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЗНАКА ________________________________________________________________ Команда NEG обеспечивает преобразование знака двоичных чисел из положительного в отрицательное и наоборот. Практически команда NEG устанавливает противоположные значения битов и прибавляет 1. Примеры: NEG AX NEG BL NEG BINAMT ;(байт или слово в памяти) Преобразование знака для 35-битового (или большего) числа включает больше шагов. Предположим, что регистровая пара DX:AX содержит 32-битовое двоичное число. Так как команда NEG не может обрабатывать два регистра одновременно, то ее использование приведет к неправильному результату. В следующем примере показано использование команды NOT: NOT DX ;Инвертирование битов NOT AX ;Инвертирование битов ADD AX,1 ;Прибавление 1 к AX ADC DX,0 ;Прибавление переноса к DX Остается одна незначительная проблема: над числами, представленными в двоичном формате, удобно выполнять арифметические операции, если сами числа определены в программе. Данные, вводимые в программу с дискового файла, могут также иметь двоичный формат. Но данные, вводимые с клавиатуры, представлены в ASCII-формате. Хотя ASCII-коды удобны для отображения и печати, они требуют специальных преобразований в двоичный формат для арифметических вычислений. Но это уже тема следующей главы. ПРОЦЕССОРЫ INTEL 8087 И 80287 ДЛЯ ОБРАБОТКИ ЧИСЛОВЫХ ДАННЫХ ________________________________________________________________ Системная плата компьютера содержит пустое гнездо, зарезервированное для числового процессора Intel 8087 (или 80287). Сопроцессор 8087 действует совместно с 8088, а сопроцессор 80287 действует совместно с 80286. Каждый сопроцессор имеет собственный набор команд и средства для операций с плавающей запятой для выполнения экспоненциальных, логарифмических и тригонометрических функций. Сопроцессор содержит восемь 80-битовых регистров с плавающей запятой, которые могут представить числовые значения до 10 в 400 степени. Математические вычисления в сопроцессоре выполняются примерно в 100 раз быстрее, чем в основном процессоре. Основной процессор выполняет специальные операции и передает числовые данные в сопроцессор, который выполняет необходимые вычисления и
Материалы находятся на сайте http://cracklab.narod.ru/asm/